Citroen C-Zero 2010
Citroen C-Zero (Ситроен C-Zero) - 5-дверный хэтчбек класса «A». Электромобиль C-Zero дебютировал на автосалоне в Брюссельском автосалоне в 2010 году.
Citroen C-Zero (Ситроен C-Zero) - 5-дверный хэтчбек класса «A». Электромобиль C-Zero дебютировал на автосалоне в Брюссельском автосалоне в 2010 году.
Честно говоря, это даже не совсем тест. И уж совсем честно – он получился случайно, быстро, но – крайне познавательно. Электромобиль, который в рамках своих проектов привез польский Top Gear во главе с шеф-редактором со стильным именем Пьотр Франковски, нам предложили испробовать буквально день-в-день. Так что это, можно сказать, обмен впечатлениями, но тот факт, что эпоха электромобилей началась – не вызывает сомнений.
Итак, мы имеем перед собой… городской автомобиль – простите, электромобиль – этакую капсулу с большим иллюминатором скошенного лобового стекла, на маленьких колесиках и практически бесшумную в движении. Эксперимент, который собирался ставить польский Top Gear в центре Киева – реакция пешеходов на бесшумное транспортное средство. Но затея частично провалилась, поскольку смышленые киевские пешеходы приучены к малейшему шороху с любой стороны – и даже на «зебре» их рефлексы отточены до инстинкта. Потому что даже громадины типа Toyota Sequoia в Киеве умеют подкрадываться к пешеходу совершенно бесшумно.
А тут – Citroen C-Zero. Электромобиль с ярко выраженными парковочно-городскими габаритами. Для знающих предмет – это совместный продукт с Mitsubishi, напоминающий японский iMiEV, хотя система Full Electric создана именно французами. Для остальных – нечто напоминающее Smart, но явно более интересное и необычное. Сами формы C-Zero не являются обыденными – хотя народ только при повышенном интересе замечает нарисованные провода, розетку, а также надписи C-Zero, «Zero g CO2/km – и только потом вопрошают: «Это что, электрический?». Некоторых любопытствующих пришлось отгонять штативом – но их можно понять. Все вживую, никакой фикции: электромобиль в Киеве!
Да! Электрический. 3,5 метра в длину, четыре полноценных (полноценных?) места, электроусилитель руля, ABS, ESP, EBD, электрические стеклоподъемники, 6 аирбегов, музыка и кондиционер. Все, абсолютно все работает на электричестве, вплоть до мотора – эквивалент 64 лошадиных сил. Заднемоторный электрокар! Звучит здорово – а вот сам C-Zero звучит в очень ограниченном и малослышном диапазоне. Но в городе ведь – самое оно! В городе C-Zero не слышен вообще. Но о его движении чуть позже. Сейчас мы говорим о питании и начинке – так вот, C-Zero может набирать 130 км/час и разгоняться до 100 км/час за 15 секунд. Хотя за рулем кажется быстрее – а все потому, что мозг до сих пор не может адекватно понять, что вы едете на чистом электричестве. Кстати, на требования сесть за руль и погонять C-Zero шеф-редактор Top Gear Polska шутливо высказался так: «If you crash it, I”ll kill you and your family»… Возможно, именно из-за мозгового диссонанса с реальностью.
Потому что мы привычно начали требовать от автомобиля – чисто автомобильных проявлений. Забывая, что это уже не автомобиль. Citroen C-Zero – очень компактный, с немногочисленными приборами, странным табло и имитацией коробки передач. Небольшим багажником и ограниченным пространством для задних пассажиров. Но позвольте – это ведь чистокровно автомобильные показатели. Citroen C-Zero – это уникальный агрегат, который за 6 часов зарядки от розетки с силой тока в 16А получает запас движения на 150 километров. Это от 10 до 15 литров топлива, потраченного на городской ритм движения – то есть минимум 90 гривен, даже если говорить о дешевом топливе. А тут экспресс-зарядка для пробега на 150 км будет стоить вам… эээ…. 24 гривны – или, как говорят французы, около 3 евро за одну зарядную сессию.
Именно поэтому минимализм C-Zero – и в размерах, и в деталях – направлен на экономию массы, а значит энергии. Но на ходу все функционирует именно по-автомобильному. Пьотр Франковски и польские «топгировцы» не уследили за нами, и мы начали нарезать круги по центральным улочкам в районе театра Франко. Фантастика! Citroen C-Zero реально напоминает капсулу, дотянуться до всех краев которой можно рукой. Габариты и парковочные возможности его просто поражают: расставленные по краям кузова колеса небольшого диаметра разворачивают электро-машинку и позволяют втиснуться в любой проем. Но это умеют многие суб-компакты, от Matiz до Smart. А вот получить два очень разных режима без-бензинового передвижения – это да. Причем в иллюзии абсолютно автомобильного антуража, вплоть до ручки КПП, хотя коробки передач в C-Zero нет как таковой. Зачем она в электрическом принципе передачи энергии? Тут имеется демультипликатор и дифференциал, которые передают момент на колеса в зависимости от нажатия на педаль газа – ступенчатая трансмиссия тут просто будет лишней. Но иллюзия ее присутствия есть. Режимы обозначены стандартно – от нейтралки N до режима драйва D. Но – поворот ключа зажигания оживляет только приборы. Ни звука двигателя, ни вибрации – ощущения странные. Тем более что и при переключении рычага «типа трансмиссии» - та же тишина. Газ и…
C-Zero неожиданно резво срывается с места. Тихо жужжа приводом (все таки механические процессы) – но моторной вибрации и звука сгораемых бензино-гривен так и не появляется. Впрочем… привыкание приходит быстрее, чем кажется. Но некоторые моменты все равно странные. Например, паспортные данные говорят о 15 секундах разгона до «сотни» - а по ощущениям C-Zero намного быстрее. Второе – это явно ощутимая тряска на торможениях, когда система рекуперации тормозной энергии работает во всю, пытаясь собрать как можно больше момента в аккумулятор. Третье – панель приборов настолько непривычная, что в нее хочется всматриваться, словно моряку в бинокль. И в это время происходит неадекватное ускорение, поскольку ни оборотов двигателя, ни нарастающего шума бензинового мотора, на которые можно ориентироваться, нету. То есть оценить разгон – довольно необычное дело.
Зато после езды по узким улочкам начинаешь понимать, что сила привычки – это сила привычки. Citroen очень здорово поступил, что максимально приблизил C-Zero к обычному в визуальном восприятии автомобилю. Через довольно непродолжительное время удивление сменяется пониманием, и в голову приходит мысль о подзарядке, поскольку шкала заряда аккумуляторов пустеет на глазах, особенно в активном режиме движения. Зарядка в отечественной сети занимает примерно 6,5 часов – но C-Zero имеет два «лючка бензобака»: для обычной розетки и для экстренной, более мощной. Используя ее, время экпресс-заполнения батарей уменьшается до 2 часов – но износ оборудования сильнее, а доступный километраж уменьшается.
По большому счету, C-Zero не рассчитан на быстрое восприятие – как и другие электромобили. Это первые шаги, которые уводят нас от грустного понимания того, что бензиновая эра не вечна, и скоро в нее вторгнутся иные. Пока что такие вот компактные пузатые мобили – но бензиново-автономные. Они пока что дорогие – стоимость его пока неизвестна, но предварительно говорится о диапазоне 25-30 тысяч евро. Да, это новый вид транспортного средства, независимый от заправок, но привязанный к розетке. Да, у него есть новые фишки типа Citroen eTouch, - спектра услуг, в который входят вызов помощи и звонки в службу технической поддержки, виртуальная книжка техобслуживания и услуга Eco Driving, доступ к которой осуществляется через личную страничку на интернет-сайте myCITROEN. Но все это пока что – эксперимент. Эксперимент с сознанием, со звуком, восприятием и экономией. Будет ли он успешным – особенно с нашим менталитетом? Потому что те вещи, о которых восторженно говорил Пьотр Франковски, редактор польского Top Gear - для европейца выглядят очень толково. Но вот мы... мы пока совсем другой формации. Поэтому - выдержим ли мы эксперимент электричеством?
Если бы не надпись «Electric Odyssey. The First World Tour in a Standard Electric Car» на пыльной боковине, никто бы не догадался, что матизоподобный хэтчбек Citroen — это серийный электромобиль, совершающий кругосветное ...
auto.mail.ru